Компрадорский капитализм – что это?

Содержание статьи:
Компрадорами называли различных торговцев или коммерсантов в стране подвергшейся колонизации, которые выполняли различные посреднические или представительные функции между представителем иностранного капитала и имеющимися рынками.
Значение термина
Термин «компрадор» был придуман выходцами из стран Западной Европы. Первоначально, так называли различную прислугу, состоявшую в значительной мере, из туземного населения, которую использовали как агентов продажи на местных рынках.
Основной задачей этих людей был сбыт продукции своих нанимателей, за что иногда им выплачивалось некоторое жалование. Крепче это слово распространилось и вошло в обиход на территориях колонизованного Китая и в Японии после периода реформ известных как «Революция Мэйдзи».
Позднее компрадорами стали называть местных поставщиков товаров и сырья, работавших на колониальные торговые компании, и локальных представителей администрации этих иностранных предприятий.
Компрадоры в Южном Китае
Огромную роль в экономической жизни региона компрадоры играли на предприятиях Южного Китая, где эти торговые агенты осуществляли скупку и перепродажу таких товаров как шелк, чай, хлопок, специи и т.д. для своих зарубежных метрополий. Компрадоры редко работали на государственные институты, преимущественно на частные корпорации и крупные сети банков.
Расцвет этот экономический институт торгового представительства пережил в тот момент, когда их наиболее успешных компрадоров стали выходить зажиточные люди, обладающие образованием близким по качеству с европейским, а по величине накопленного капитала – приближающимися к экономической элите местного сообщества.
Так сложилась «компрадорская буржуазия», которая была особой составной частью местной буржуазии, специализировавшейся на торговом посредничестве между местными производителями и иностранными скупщиками, игравшими как на внутренних, так и внешних рынках.
Колониальная компрадорская буржуазия
Колониальная компрадорская буржуазия формировалась преимущественно из непривилегированных сословий местного общества – прежде всего местных ремесленников и купцов, иногда ростовщиков. Со временем, в посредническую деятельность втягивались и представители местной политической элиты – местные феодалы, члены правящей династии, – иными словами, и самые крупные собственники.
Компрадорская буржуазия была полностью зависима от иностранного капитала, поэтому была одной из тех сил в обществе, что были заинтересованы в сохранении колониальной зависимости своего государства.
Таким образом, во многом эта прослойка стала одной из самых презираемых и отчужденных в обществе. Их огромное влияние на принятие политических решений было активно использовано в своих интересах представителями иностранных компаний, что в значительной степени мешало развитию собственного производства в стране.
Во время событий антиколониальных революций, прокатившихся по всему миру на рубеже XIX – XX в., компрадоры оставались безучастны, а нередко и вставали на сторону колониальной администрации. Многих из них «раскулачили», они подвергались репрессиям, а их собственность – аресту и конфискации в пользу новых национальных государств.
Их влияние и значение потеряло практически всякое значение после событий Первой мировой войны, поскольку экономики национальных государств более не нуждались в постоянных дешевых товарах.
Вторая мировая война окончательно разрушила империалистическую колониальную систему, что усилило по всему миру тенденцию к возникновению национально-освободительных движений, окончательно покончивших с институтом компрадоров и связанных с ними клиентами.
Компрадоры сегодня
В современности, компрадор – слово, имеющее негативную коннотацию, употребляемое по отношению к олигархическим верхушкам в высших эшелонах власти, зарабатывающие несметные состояния на продаже иностранцам отечественных природных богатств.
С другой стороны, можно встретить употребление этого слова по отношению к агентам и представительствам крупных иностранных корпораций, товары которых мешают развитию местной индустрии, а полученная прибыль идет не в развитие местных производств, но в иностранные банки.
Если рассмотреть вопрос в более позитивном ключе, то сегодня, эту группу людей можно охарактеризовать как «посредническое меньшинство», чья главная задача – ознакомление населения с зарубежными товарами.
Их возникновение сегодня обусловлено уже глобализацией и приходом все новых компаний на старые рынки, что побуждает имеющиеся производства все более усложняться, быть конкурентными. Посредники на среднем уровне не подвергаются серьезной дискриминацией, а скорее сливаются с общей массой населения, занимая устойчивое положение в рядах сильного среднего класса.