Краудфандинг – что это простыми словами и как оно работает
Содержание статьи:
Хотя слово краудфандинг появилось в широком обороте только в 2006 году, этот метод финансового управления проектами быстро стал одним из самых популярных. В дословном переводе с английского «краудфандинг» означает «финансирование толпой». Фактически это – привлечение денег для реализации проекта, от максимально возможного количества людей.
Целями, под которые привлекают людей с помощью краудфандинга, могут быть:
- открытие бизнеса или реклама продукта;
- помощь нуждающимся или финансирование благотворительных программ;
- проведение мероприятий.
Как работает краудфандинг
Принцип работы краудфандинга простой: определенные люди, или даже один человек выдвигают определенную идею. Например, организовать и провести концерт. Поскольку для этой цели нужны деньги, они анонсируют событие и предлагают всем желающим внести посильный финансовый взнос. При этом, «инвестор» может рассчитывать на получение какого-то бонуса или дохода за совершенный взнос, а может и делать его безвозмездно, смотря на что именно собираются деньги. Далее сотни людей вносят оплату и таким образом помогают организаторам собрать необходимую сумму.
Сколько можно собрать при помощи краудфандинга
Суммы, которые можно собрать зависят от целей, интереса общества к вашим идеям, и в первую очередь от усердия самого организатора. К примеру, краудфандинговыми сайтами (платформами) было собрано более 6,7 млрд долларов на предпринимательские цели, и более 3,6 млрд – на социальные и благотворительные. Это действительно огромная цифра.
Виды и направления краудфандинга
Условия, под которые каждый человек делает взнос в тот или иной проект, могут различаться:
- Благотворительные взносы – когда человек отдает деньги, понимая что не получит ничего взамен. Например, когда речь идет о сборе помощи или какой-то социальной инициативе;
- Возврат взносов – через какое-то время после реализации проекта (когда он начнет приносить доход) инвестору вернут сделанный им взнос, с определенными процентами и бонусами;
- Долевое участие – взамен на финансовый взнос участник получает свою долю в новосозданной компании, а иногда и возможность непосредственно управлять ею (совместно с другими инвесторами);
- Продажа части бизнеса – для получения финансирования на продажу выставляется часть акций компании, которые могут купить все желающие. Вырученные деньги идут в бюджет компании.
Правила краудфандинга
К сожалению, многие люди полагают что краудфандинг не требует приложения никаких усилий – разместил объявление, оставил номер банковского счета, и сидишь ждешь пока на него придут деньги. На самом деле все намного сложнее, ведь желающих получить подобное финансирование – тысячи.
Основные правила успешного краудфандингового проекта:
- Составить план, в котором четко прописать идею, сроки и основные действия для реализации проекта;
- Выбрать подходящую краудфандинговую платформу. Например, нет смысла публиковать местную инициативу (актуальную для маленького городка) на англоязычном сайте, где маловероятно встретить человека из того же города.
- Продумать убедительный текст, аудио и видеоматериалы. Нужно объяснить людям, почему им стоит отправить деньги именно вашему проекту.
- Привлечь промоутеров для проекта. Самому найти требуемую сумму непросто, особенно если нет опыта. Лучше всего обратиться за помощью к профессионалам, которые помогут быстро и грамотно раскрутить ваше обращение.
Краудфандинг в России
За последние 10 лет в нашей стране было реализовано десятки успешных краудфандинговых проектов и создано немало платформ, на которых вы сможете найти инвесторов и реализовать свою идею. Вот крупнейшие из них:
Boomstarter.ru – краудфандинговая платформа для безвозмездной помощи в реализации проекта. Она не предполагает какой-то прибыли или дивидендов для участников, но позволяет быстро собрать требуемую сумму, например для социального проекта.
Planeta.ru – еще одна крупная платформа, позволяющая создавать и финансировать некоммерческие проекты. Очень популярна у общественных и благотворительных организаций.
Как набрать нужную сумму в краудфандинге?
Каждая идея и проект – уникальны и неповторимы. Миллионы людей делают пожертвования для запуска проектов, но с другой стороны тысячи новых проектов появляются, так что собрать требуемую сумму – непростая задача.
Прежде всего, нужно придумать оригинальную и интересную идею. Грамотно изложить ее и показать хотя бы нескольким людям. Старайтесь быть объективными – действительно ли то о чем вы говорите интересно и важно для людей?
Если вы считаете, что это так, то второй задачей должно быть поиск единомышленников, которые смогут помочь в реализации этого проекта.
Следующий этап – выбор платформы и создание медийной кампании. Именно на этом этапе нужно делать видеоролики, рассылать их, размещать на сайтах, в общем, делать все, чтобы о вашей идее узнало как можно большее количество людей. В идеале о проекте должны знать миллионы, ведь по статистике лишь один человек из тысячи готов потратить личные деньги на чужой проект.
И наконец, когда требуемая сумма создана, нужно грамотно потратить ее так, чтобы проект был реализован в самом лучшем виде. А о результате узнали все те, кто в этот проект инвестировал, ведь когда вы будете создавать что-то новое, люди обязательно захотят узнать, успешно ли было закончено то, что вы начинали прошлый раз.
Если же ваша инициатива не достигла успеха, можно пробовать вновь и вновь, на новых платформах, с новыми людьми. Главное – поменять план, детально прописать его и максимально реализовать. И, конечно же, находить и устранять собственные ошибки, которые всегда будут у людей, начинающих собственный проект.
Возможности сбора денег при помощи краудфандинга растут с каждым днем – ведь сегодня ежегодные взносы уже превышают десятки миллиардов долларов. Поэтому, при усердной работе, вполне возможно осуществить свою мечту.