Кто такой атаман у казаков?
Содержание статьи:
Афоризм «Терпи, казак, атаманом будешь!» известен давно, но что подразумевается под этим словом? Речь идет о предводителе вольного народа, именитом полководце, неустрашимом разбойнике? В нашей статье и разберемся со значением термина.
Кого называют атаманом?
Слово имеет несколько толкований. Они обозначают занятия лица, называемого атаманом. Главное определение слова имеет в виду предводителя казаков.
Своеобразный отец своих подчиненных в быту и на войне, атаман – это выбираемый на должность человек. Казачья вольница облекает доверием по своему выбору. Если через некоторое время они не довольны собственным выбором, то отказывают ему в праве представительства.
В другом значении слова речь идет о главаре банды, шайки разбойников. Толкование в данном случае несет отрицательную нагрузку, и атамана не назовешь храбрым или отважным человеком.
Мало кто связывает главного бандита со справедливым Робин Гудом, скорее это Соловей-разбойник с полным отсутствием принципов, чести, благородства.
Принцип разбоя
Это констатация факта, атаман возглавляет группу людей, недовольных правовой системой общества и сбежавшей в знак протеста против нее. Во времена зарождения казачества представители сословия не являлись воинским подразделением, входящим в основные войска под командованием военачальника.
Они жили по своей воле, подчиняясь только старшему, и действовали по девизу «Кто больше платит, тому и служим». Это были отдельные группы, без общения между собой, наоборот, соперничающие в сферах влияния, т.е. попросту бандиты.
Главарь нелегального воинского подразделения – атаман – объявлял сбор своей группировки по мере надобности. В его обязанности входило питание и вооружение своих людей, разработка стратегии и тактики, вообще, атаман являлся центральной, мозговой фигурой.
Воинское звание
Командир воинского формирования назывался атаманом казачьего отряда. В более узком значении были куренные и кошевые, походные, отрядные, наказные атаманы в зависимости от численности подразделения.
По руководству в конкретных областях жизни были лисицкие атаманы, занимающиеся охотничьими вопросами, крамные – по торговым делам, школьные, отвечающие за обучение грамоте.
Зимовие, станичные, поселковые атаманы несли ответственность за свою административную территорию и ее население: рекрутинг, конфликтные ситуации, денежные сборы-налоги, наказания находились в его власти.
Одновременно атаман находился в подчинении казаков, которые могли не только выбрать главу, но и заменить, отозвать его, хотя в боевых условиях воины выполняли его распоряжения безотказно, приказы «батьки» не обсуждались, никто не задумался бы сложить за него голову в битве.
От края до края
Повсеместно было известно об атамане, особенно на Дону и в Запорожье. Однако такое именование появилось не у них. Впервые о нем сообщили документы 13 века, позже встречаются сведения о мореходе Карстене Роде, получившем в 1570 году от Ивана Грозного официальное утверждение «атаман».
В лицензии на пиратство в Балтийском море обозначалось, что он атаман судна и моряков.
Но большее распространение термин получил в казачестве, называя сухопутных военачальников, например, в казачьих войсках Дона, Новгорода.
Украинский язык применяет написание «отаман», хотя этимология слова тогда нарушается.
Корни слова «атаман»
Языком-первоисточником для него считается германский – слова atta (отец) и mann (муж, витязь). В переводе получается «отец воинов».
По другой версии слово произошло от названия Оттоманская империя (Османская), ведь казаки продавали свои услуги восточным правителям, с чем, вероятно, связано и происхождение.
Жены атаманов носили именование «атаманша», но были и женщины-воительницы, носящие звание по личным заслугам.
Дочь военного Мария Никифорова (Маруся) слыла самой отчаянной среди них. Начав с агитационных действий, сумела организовать себе отряд для занятий террором – грабежи, убийства, разбойные нападения. Власти приговорили ее к смертной казни, замененной пожизненной каторгой, с которой атаманша сбежала и вернулась к своим делам, не сумев найти более подходящего занятия.
Казачий атаман
Запорожская Сечь имела 38 куренных атаманов, выбранных казаками из бывших военачальников или рядового состава. Руководствовались мнением большинства о его качествах. Человека рассматривали с точки зрения почитания, уважения к нему.
Атаману полагалось жалование, часть добычи. Казаки доверяли ему, почитали как родного отца.
Кошевой атаман возглавлял лагерь, ему подчинялись казаки, младшие атаманы и другие офицеры, писари. Выбранный на Раде кошевой в конце года отчитывался перед войском.